День 5 января 1941 года запомнился поклонникам японской анимации появлением на свет замечательного человека, гуру современной анимации, обладателю "Золотого Льва" - неповторимого Хая́о Миядза́ки. Человек, чья жизнь, как на ладони, режиссёр, чьи фильмы заставляют думать и впитывать в себя полезную смысловую информацию, поклонник нашего отечественного мультфильма "Ёжик в Тумане" (художник Юрий Норштейн) - сказочник и любитель манги Миядзаки Хаяо (Hayao Miyazaki).
Его жизнь в тяжёлые военные и послевоенные годы не была омрачена тяготами существования, так как семья принадлежала к клану довольно успешных владельцев: дядя владел авиационным заводом, а родной отец Хаяо был директором завода, который производил крылья для истребителей A6M Zero.
Его мать болела неизлечимым заболеванием туберкулёза позвоночника, из-за постоянной смены больниц семье Миядзаки приходилось часто переезжать. Возможно частая смена места, постоянное новое окружение нанесло отпечаток на его детскую психику, сделав его аниме наиболее красочными по исполнению и содержанию.
Школьные годы
Первые попытки проявить себя как талантливого и великолепного художника проявились уже в рисовании комиксов. Осама Тэдзука дал начало зарождению японских романов в картинках, имеющих глубокое и серьёзное содержание, но Хаяо почувствовал, что данный жанр не его стезя. Полученные впечатления после просмотра цветного мультфильма "Легенда о Белой Змее" заставили поменять его приоритеты в пользу создания японских аниме фильмов.
Учёба на экономическом факультете престижного университета Гакусюин не имело ничего общего с его увлечением. Миядзаки Хаяо получил образование политолога и экономиста и был невероятно счастлив, когда после учёбы получил должность фазовщика на киностудии "Тоэй" (Toei Animation) - скромного аналога нашей студии "СоюзМультфильм". Рисовальщик промежуточных кадров, а именно такой была профессия будущего создателя аниме, принял участие в создании сериала "Повесть о сорока семи верных вассалах-псах".
Знакомство с Акэми Ота (художницей-аниматором) и режиссёром Исао Такахатой стало судьбоносным для Хаяо. В 1965 году Хаяо женится на Акэми и начинает плодотворную работу над проектом Исао Такахато "Храбрый Солнечный Принц".
В этой картине он выступил как аниматор и главный помощник режиссёра, сумев донести зрительской аудитории смысл созданного шедевра. Не важно кто ты: царь или нищий, единство, дружба и добрые помыслы являются составной частью народного героя. Фурор среди студентов, признание японской анимации, как качественного и смыслового кино - вот, что принёс Хаяо этот фильм.
Следующими совместными шедеврами творческого трио: Хаяо, Акэми и Исао стали известные всем нам "Кот в Сапогах", "Корабль-Призрак", показанные в 1969 году в московских кинотеатрах.
Уникальное творчество Хаяо Миядзаки
1971 год. Год риска и поворотных свершений. Такахата Исао уходит из студии Тоэй. Революционные идеи, свобода выражения в искусстве, любовь к творческим новшествам приветствовались на студии "Эй-про", бескомпромиссный Такахата увёл за собой друзей - Хаяо и Акэми на новый ресурс.
Задуманный проект "Пеппи- Длинный Чулок" осуществить не удалось, так как Астрид Линдрген не разрешила экранизацию. Из-за чего талантливому режиссёру-аниматору пришлось целый год работать над сериалом "Люпен III".
Было довольно много совместных проектов, кто Хаяо проявил себя, как неординарный постановщик и создатель интересных кадров, но вещи, которые были созданы его руками, до сих пор считаются классикой японского аниме.
Аниме Хаяо Миядзаки - диссонанс сердечных струн
Трогательные и романтичные, с элементами мистики и сверхъестественного, фильмы этого создателя покорили сердца зрительской аудитории всего мира. Взаимодействие природы и современных технологий - это японские аниме Миядзаки, порою парадоксальные, временами с элементами гротеска и комедии, ошеломляющие в своём потрясающем сюжете - это аниме от режиссёра Хаяо Миядзаки. Его творческий псевдоним Тэруки Цутому (Tsutomu Teruki), его армия поклонников насчитывает миллионы. Кто ты, необыкновенный режиссёр-аниматор Хаяо Миядзаки?
- "Навсикая из Долины ветров" - экологический и философский подтекст этого фильма, созданный на основе одноимённой манги, заставил людей не только думать об интересном сюжете. но и поразмыслить над будущим нашей планеты. Второе место среди лучших аниме мира - шедевр, достойный уважения и признания среди поклонников аниме всего мира. Созданный в 1984 году до сих пор не потерял своей актуальности, интересен сюжетом, рисовкой и оригинальной музыкой от композитора Дзо Хисаиси. Каждый элемент рисунка: дерево, облако или цветок были прорисованы с трепетной любовью: 263 цвета и 56 078 кадров - воистину титанический труд создателей фильма.
- "Унесённые призраками" год 2001, киностудия "Гибли" представила всему миру уникальную историю 10-летней девочки. Монстры, чудовища и призраки населены параллельным миром, куда попала героиня Тихиро Огино. Сюжет нереально сказочный и реально правдивый одновременно. Был принят публикой, как лучший полнометражный фильм, в 2002 году получает статуэтку "Оскар" в номинации "Лучший Анимационный полнометражный фильм", оставив позади "Ледниковый период", "Планету сокровищ" и другие ленты. Берлинский фестиваль награждает фильм призом "Золотой Медведь", в 2003 году удостоен 4 американских премий Энни по номинациям: "Лучший фильм", "Лучший режиссёр", "Лучшая музыка" и "Лучший сценарий".
- "Принцесса Мононокэ" - до сих пор считается одним из гениальнейших лет студии Ghibli и режиссёра Хаяо Миядзаки. Выпущен в 1997 году полнометражный аниме-фильм до сих пор популярен среди возрастной категории от 8 лет и старше. Проклятие, борьба, дружба, природа, Боги, сражения - все элементы включены в рисованный сюжет данного фильма. Слегка грустный и немного философский, довольно интересный по сюжету и ненавязчивый, фильм собрал в мире более 150 миллионов долларов. Звуковая тема принадлежит композитору Дзё Хисаиси - оркестровые композиции, помогающие создать особую атмосферу психологического восприятия эпических моментов.
- "Ходячий замок" - 2004 год. Мир избалован самыми разнообразными спецэффектами, цифровой графикой и необычными сюжетами. И всё же этот полнометражный фильм сумел собрать награды и миллионную аудиторию. Режиссёр создал ленту, показывающую наш мир в параллельном измерении конца XIX века. Технологические процессы, зарождение нового и прощание со старым, магия, мистика и сказочный сюжет - таковы притягательные моменты этого полнометражного фильма.
Творчество Хаяо Миядзаки настолько огромно, что его можно сложить в современную легенду, в которой будет содержаться несколько сотен глав. Каждая его лента по-своему оригинальна, любима поклонниками и признана зрителями.
Фрагмент передачи "Магия Кино" о творчестве Hayao Miyazaki